Наверх
ГлавнаяВсе статьи → Лекция Сергея Мстиславского (Торговый дом Сергеев и Ко)

Лекция Сергея Мстиславского (Торговый дом Сергеев и Ко)

08.02.2016

Сергей Мстиславский (наравне с другими участниками Клуба чайной культуры в саду Эрмитаж в Москве стоял у истоков возрождения чайной культуры в России. Основатель чаеторговой компании Торговый дом Сергеев и Ко, специалист с более чем двадцатилетним опытом в области чая, путешественник и просто интересный человек 4 февраля 2016 провел встречу в Чайном дворике на Адмиралтейской.

Тема встречи - “Чайное дело: вчера, сегодня, завтра. Истоки и перспективы качественного чая в России”

Лекция была очень содержательная, с хронологическим экскурсом в историю, затронула основные взлеты и падения чайной культуры как в Китае, так и в России, логично завершилась описанием современных и будущих трендов. Исторические справки отсылали нас к фактически единственному современному чайному историку в России - Ивану Соколову.

Сергей Мстиславский ТД Сергеев и Ко

Лекция сопровождалась чайной церемонией и питьем целых 4 видов чая, что хорошо подчеркивало рассказ Сергея Мстиславского. Спасибо за столь продуманное мероприятия, уважаемые организаторы, впечатления весьма положительные.

Пили в основном тайваньцев, первый чай - Красный тайваньский - необычный, довольно легкий, как слабопрожаренный улун, но при этом насыщенный, как красный чай. С выраженными медовыми оттенками. Оставляет долгое, чуть терпкое послевкусие.

Второй тайваньский чай - светлый улун Хе Хуан Шань классической тайваньской полусферической скрутки, легким сладковатым телом и насыщенным цветочным ароматом.

Чайный мастер в Чайном дворике

Российские чайные истории

Исторические подробности чайной культуры России, в основном, были описаны Сергеем из материалов чайного историка Ивана Соколова и других исследователей, вдаваться в них не буду, только отмечу несколько интересных, которые мне запомнились:

1. К 19-му веку в России сложилась самобытная самоварная чайная традиция. А пили тогда настоящий китайский чай и судя по всему с выполнением всех необходимых для заваривания чая действиями: тщательно прогревали чайник кипятком, заваривали чай проливами, т.е. относительно быстро сливали чай из чайника (не настаивали долго), заваренный чай не разбавляли водой, пили его небольшими порциями из плоских блюдец (почти плоские чайные блюдца вмещали не очень много чая), правда закусывая баранками и вареньем.

2. Русские чаеторговцы, импортировавшие высококачественный китайский и индийский чай были знамениты на всю Европу и были известны даже Америке.

Это братья К. и С. Поповы - чайные бизнесмены с серьезной и очень надежной репутацией чуть ли не лучшего чая в России и Европе.

Известен и торговец чаем А.И. Абрикосов, товарищество которого имело около 80 торговых чайных лавок по всей Европе. А чай К. и С. Поповых, кстати, активно подделывали, смешивая его с копорской травой (сейчас известен как Иван-чай).

Т.е. у нас серьезная чайная культура, она не просто так попала к нам и вдруг моментально начала расти до значимых размеров - это процесс ее возрождения, а не зарождения. Посмотрите сколько желающих послушать лекцию об истории чая и трендах чайного рынка.

лекция о чае в чайном дворике

3. Поповы пытались выращивать русский чай в Грузии и засадили саженцами значимые площади возле Батума. Сорта, которые там выводились можно отнести к элитному чаю, а после революции и гражданской войны такой чай никому стал не нужен, а нужен был “простой” чай. Фактически на этом чайное производство в России загнулось, его продолжили импортировать с Индии и Цейлона, только переключились на чай невысокого качества.

Возрождение чайной культуры в Китае

Интересно, что в Китае была схожая ситуация, в 20-м веке чайная культура чуть было не погибла под гнетом коммунизма и производства простого и дешевого чая. Удивительно, что возрождаться вновь она начала на о.Тайвань под сильным положительным (с культурной точки зрения) влиянием Японии.

Стоит только назвать вещи из чайного мира, которые были придуманы на Тайване, кажущиеся нам сейчас привычными, будто они существовали всегда.

На Тайване изобрели:

  1. Чайную церемонию Гунфуча с чайными парами. Они были созданы специально, чтобы подчеркнуть тонкий аромат и вкус тайваньских улунов.

  2. Чайные инструменты.

    Чахэ - сосуд для знакомства с чаем был частично заимствован тайваньцами из японской традиции, где используется специальный сосуд для охлаждения воды (для японского чая Сентя).

    А палочка для ссыпания чая из чахэ в гайвань (обязательный элемент наборов чайных инструментов) также похожа на палочку для насыпания Маття (Матча).

  3. Чахай (“Море чая” или, по-другому, Гундаобэй -"Чаша Справедливости"). До его использования чай наливали прямо из чайника, по очереди наливая в каждую пиалу понемногу - это также пришло на Тайвань из японской чайной культуры. Обычно в такой случае чай пили втроем. Европейский молочник стал прообразом для Чахая, это позволило заваривать чай на большую компанию, у каждого при этом был одинаковый настой в пиалке.

  4. Полусферическая скрутка придумана на Тайване - такой чай удобно транспортировать, его больше вмещается в упаковку, чем чая традиционной, продольной или естественной скрутки. Т.е. скрутка шариками также пришла к нам с Тайваня - это невероятно! Джу Шань, Алишань улун, Лао Ши Дун Дин - все эти чаи мы знаем благодаря изобретению тайваньцев.

Чайный мастер в Чайном дворике

На Тайване принято сидеть на полу, также как и в японской чайной традиции.

Возрождение чайной культуры в России

Стоит упомянуть, что в 1997 г. первый чайный клуб в России был открыт в Москве в саду Эрмитажа и был инициативой Б.Б. Виногородского. К этому году на Тайване церемония Гунфуча цвела, повсеместно были чайные дома. Идея московского клуба чайной культуры была заимствована оттуда, со строгими внутренними порядками и регламентом: разуваться при входе, разговаривать тихо, не есть ничего во время чаепития. С китайского языка переводилось множество текстов, проводилась серьезная просветительская работа. По текстам китайского философа Лу Юя, оставившего серьезный след в китайской чайной культуре, был воссоздан метод варки чай, названный “варка методом Лу Юя”.

Таким образом клуб фактически стал возрождением чайной культуры в России, основанной на тайваньской чайной церемонии Гун Фу Ча.

Удивительно, что на этот момент в Китае не было фактически чайной культуры, в магазинах был скромный ассортимент чая из нескольких сортов зеленого, красного, белого чая и пуэров. Но в начале 2000-ых начался быстрый рост популярности чая и развития сортовой линейки.

Особенность тайваньского рынка - сложно купить много сортов чая в одном месте. Поэтому моссковский клуб переключился на континентальный Китай, куда импортировали технологию улунов, появился сорт Те Гуанинь и появилось множество его разновидностей, он быстро набрал популярность. Китайцы любит “зеленушные” чаи, поэтому и Тегуаньинь получил особые характеристики свежего зеленого чая, отличные от улунов Тайваня. В целом, по мнению Мстиславского Сергея, тайваньский Сы Цзы Чунь превосходит по свойствам китайский аналог - Тегуаньинь.

Из чего пили чай в московском клубе? Из чайных пар, которые сначала привозили с Тайваня - но они стоили слишком дорого. Позже в Фуцзяни появился завод по изготовлению фарфоровой посуды для церемоний, копирующие островные чайные пары. Интересно, что со временем их качество возросло настолько, что сами тайваньские фирмы начали заказывать у них посуду для внутреннего рынка.

Упомяну, что третий чай во время лекции - Дун Фан Мэй Жень (“Восточная Красавица”), а четвертый - черный пуэр с мэнхайского завода.

Чайный мастер в Чайном дворике

Кстати, шу пуэры ценятся, в основном, в России и пуэропроиводящей провинции Юннань. В остальном Китае более ценным считается шен пуэр. В 2000-ых как раз был серьезный рост его популярности, он даже стал инвестиционным инструментом. Купил молодой шен пуэр (конечно, не один, а большую, серьезную партию), а через несколько лет можно было продать ее за цену в несколько раз большую. Правда в 2008 году наступил пуэрный кризис и цены на пуэры упали.

Частично это связано с тем, что к 2007-2008 гг. появилось значительное количество подделок пуэра, которые производили по всему Китаю из низкокачественного сырья, а иногда и вовсе из чайной пыли. Печально, но факт, не здоровый интерес и повышенный интерес к определенному сорту чая ухудшает качество и повышает конечную цену.

До пуэров схожий ажиотаж был с чайниками из исинской глины. Чаошаньский (он же Исинский) чайник от супер-мастера стал неким атрибутом богатства, когда бизнесмены после деловых встреч шли с компаньонами в чайные магазины и покупали чайники за бешеные деньги (чем дороже, тем лучше). Забавно, что мода на покупку и вложение средств в чайники пришла снова из Тайваня.

И на сегодня Тайвань поддерживает высокое качество чая, задает тренд новинок и постоянно расширяет ассортимент своих чаев. Например, сейчас на острове стал популярен Тегуанинь собственного производства особых нестандартных обжарок.

Хотя и континентальный Китай пытается держать марку. Зеленые пуэры с годами делают все более высокого класса, из гораздо лучшего сырья, чем 15 лет назад. Выдержанные шен-пуэры ценятся и продаются на специальных аукционах за немалые деньги. В Питере конечно, не купить коллекционные экземпляры зеленых шен пуэров, но и в наших чайных магазинчиках представлены пуэры от разных фабрик. Удивительно, что чайные лавки добрались и до фуд-кортов обычных ТЦ, вот как Чайный дворик на Адмиралтейской.

Чайный дворик на Адмиралтейской

Все больше туристов едут с континентального Китая на остров Тайвань, казалось бы качество улунов из-за повышенного спроса может сильно упасть, а цены взлететь. Но, цены на хорошие тайваньские улуны и так не маленькие, а спрос туристические компании удерживают хитрым способом. Китайских туристов возят в специальные, туристические чайные магазины, где зачастую продают недорогой тайландские (например, тайский Сы Цзы Чунь) и лаосские аналоги под видом улунов местного производства.

В России тоже дела не стоят на месте - набирает популярность Иван-чай (копорский), это дикорастущее растение с полезными свойствами, его хорошо пить на ночь, сон становится крепче, а сны добрее. Правда, как и все лечебные травы его стоит пить умеренно, слишком часто день литрами “глушить” не рекомендую.

Есть и другие полезные травки, которые постепенно узнают и начинают ценить в России. Среди них я бы выделил Саган-дайля («продлевающий жизнь») с Бурятии - дает вкусный настой с небольшой лимонной кислинкой, бодрящая трава с большим количеством аскорбиновой кислоты.

В Краснодарском крае под Сочи некоторые энтузиасты вполне успешно выращивают чайные кусты, собирают и производят краснодарский чай разной сортности, в том числе довольно высокого качества. И это прекрасно! Если мы сможем создать собственное производство чая на высоком уровне, это будет серьезное подспорье в дальнейшем развитии чайной культуры в стране.

Как говорится, пейте чай и оставайтесь хорошими людьми.

Комментарии

Пока нет комментариев




О проекте